Договор о неразглашении коммерческой тайны работником и субподрядчиком
Второе название – договор NDA. Международные компании часто используют именно такую формулировку. NDA – сокращение от английских слов «Non-disclosure agreement», но в переводе на русский язык – Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. К договору НДА можно применить синоним слова «секрет».
Договор NDA является юридически значимым и любая фирма может потребовать его заключения при партнерстве, трудоустройстве или уже во время работы.
Зачем нужен договор о неразглашении
В нем прописывают место работы, условия, события и данные, которые вам нельзя разглашать, писать или даже намекать. Например, общаясь с друзьями, коллегами и деловыми партнерами, вы каждый раз делаете выбор: что рассказать собеседнику, а что – оставить при себе. Ведь работа занимает большую часть нашей жизни. Но каждый ли задумался о том, под чем ставит подпись? К чему это соглашение обязывает? Давайте разберёмся.
У NDA 2 главные задачи:
- Предупредить о «правилах игры»: об условиях режима конфиденциальности, установленного в фирме, и об ответственности за сохранность той ценной информации, с которой она, а теперь и вы, работаем каждый день.
- Привлечь к ответственности нарушителей соглашения.
Подписав NDA, человек обязуется не раскрывать ценную информацию фирмы третьим лицам, даже если это коллеги по работе.
Например, в IT-компаниях и для их партнеров, прописывается в договорах неразглашения даже какими браузерами и продуктами можно пользоваться во время работы. Сотрудникам яндекса запрещено использовать любые продукты Гугла и иных конкурентов, так как они могут шпионить и точно пересылают информацию о всех действиях пользователя на сторонние серверы. Например: браузеры Google Chrome и Opera, мессенджеры Mail.ru Агент, QIP, ICQ, сервисы хранения DropBox, Google Drive, Google Docs, iCloud. Поэтому для таких программ существуют аналоги в Яндексе и у любой фирмы в области информационных технологий.
Почему договоры о неразглашении так важны?
Вроде бы вы ничего не знаете, но информационный шпионаж – это такая вещь, где самая ценная информация собирается по крупицам, а потом объединяется. А во такая информация уже может привести к нечестной конкуренции на рынке, завладение технологиями, черному пиару, потери доходов и даже к банкротству.
Наказание в договоре о неразглашении коммерческой тайны
В России существует Федеральный закон «О коммерческой тайне». В нем прописаны такие термины как «Конфиденциальная информация» и «Информация, содержащая коммерческую тайну». В законе суть понятий часто смешивается, но выделить можно только 2 вещи – информация недоступна третьим лицам иными путями и узнать ее они никак не могут по другому и она должна представлять материальную ценность для компании или фирма может доказать, что потеря ее привела к убыткам в каком-либо проекте.
А вот размер штрафный санкций законодательно никак не установлен, поэтому он может быть любым.
Уголовное наказание за разглашение коммерческой тайны
Коммерческая информация может быть разная, но наказания есть по разным кодексам, в том числе и уголовному, под которое можно подвести абсолютно любого – это разглашение, привлекшее к крупному ущербу (от 1,5 миллионов рублей), повлекшие тяжелые последствия (увольнение, банкротство) и даже смерть. Наказание – до 7 лет тюрьмы.
Особенно это актуально сейчас, когда каждый второй пользуется социальными сетями и ведет свои блоги и влоги. Случайно что-то скажешь и уже при работе грамотного юриста тебя смогут подвести под статью 183 уголовного кодекса РФ и понятие «промышленный шпионаж».
Поэтому если вы сталкиваетесь с необходимостью составить договор о коммерческой тайне, то не надо скачивать шаблоны из интернета, а обратиться к опытному юристу, чтобы исключить возможность обжаловать ваш договор в суде.
А работникам нужно показать договор юристу, так как часто фирмы используют их как «пугалки», но по факту их легко обжаловать и остаться безнаказанным, но если фирма настроена серьезна, то юрист просто не обходим, иначе вы можете получить «по полной».